Крещальная литургия

. Опубликовано в Быстрое Меню

1 февраля 2014 года в  8.30 в подземном храме Отцов Киево-Печерских   состоится Крещальная литургия во время которой совершится Таинство  крещения.

Возрождение древнего чина Крещальной литургии XX-ХХI  веках связано  с необходимостью заново осмыслить общецерковное измерение Таинства Крещения.

Переживаемое ныне в России духовное возрождение естественным образом связано с общим оживлением литургической, в частности — евхаристической, жизни.

Одной из важнейших проблем стало более полное выяснение православного учения о Таинствах, так как в предшествовавшие века оно подверглось значительным искажениям в связи с подменой подлинной христианской жизни обрядово-христианским бытом и потерей евхаристического духа.

Гонения на Церковь Христову в России в ХХ веке, имеет много сходных черт с временами древнего христианства, что и побуждает современных христиан все чаще обращаться к древней традиции и искать в ней ответы на многие актуальные вопросы.  

Главная проблема  состояла в том, что в связи с большим недостатком храмов количество желающих креститься в каждом храме непомерно увеличивалось, и совершать чин крещения должным образом стало почти невозможно.

Стали возникать произвольные сокращения и искажения чина Крещения. Крестившиеся таким образом во время гонений в большинстве своем не имели никакого представления о смысле совершаемого Таинства, иногда даже воспринимали Крещение как магический обряд, необходимый сам по себе, чтобы не болеть или уберечься от какой-либо беды. 

Воспитывать своих крестных детей в сознании необходимости настоящей церковной жизни, даже хотя бы в осознании себя верующими людьми, родители большей частью считали необязательным. 

В результате всех этих трудностей в XX веке в России появился огромный крещеный, но не верующий в Бога народ. 

Возникла парадоксальная ситуация, когда стало привычной «нормой» поминовение на Литургии верных и отпевание неверующих людей, потому что они — крещеные.

Преодоление угрозы массовой профанации христианской церковной жизни видится в возрождении благоговейного отношения к Крещению и другим Таинствам в первоначальной, древней значительности и осмысленности. 

Важно должное совершение Таинства, восприятие его не только в качестве обряда или требы, но и глубокое осмысление его в составе всей церковной жизни, в особенности — в связи с Евхаристией.С этой целью в 90-х годах XX века в храмах Русской Православной Церкви стали строить баптистерии и было испрошено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на совершение Крещальной Литургии 

В основу чина Крещальной Литургии положен древний византийский чин. Будучи благословлен к употреблению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, этот чин более 10 лет (со 2 декабря 1993 года) используется при совершении Крещальной Литургии.

В так называемом «Апостольском предании» (III в.) продолжительный рассказ о предкрещальной катехизации и о совершении Крещения заканчивается фразой: 

«Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию». То же — и в «Corpus Areopagiticum» (V в.): «В заключение же всего (чинопоследования) иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии и делает его причастником совершителькых Таинств». Итак, в Древней Церкви совершение Крещения естественным образом предполагало и совершение Литургии.

 Та же традиция перешла и в константинопольскую богослужебную практику, на которой в наши дни основано богослужение всей Православной Церкви. (…)

http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1194/